Один из ведущих коллективов "альтернативного металла" на американской сцене 90-х, группа Tool была сформирована в Лос-Анджелесе, Калифорния, в 1990 году. В ее состав вошли: Адам Джонс (Adam Jones) – гитара, Мэйнард Джеймс Кинэн (Maynard James Keenan) – вокал, Пол Д’Амур (Paul D'Amour) – бас и Дэнни Кэйри (Danny Carey) – ударные. В качестве своих вдохновителей музыканты называют Metallica, Jane's Addiction и… King Crimson. Несмотря на то, что Tool сразу взяли курс на более простые и доходчивые композиционные структуры с лаконичными риффами, плотный, монолитный саунд и агрессивно-политизированную лирику, это не исключало присутствия «артизированных» элементов в музыке (гитарист Адам в детстве учился играть на скрипке и изучал «классику») и особого «мистического» налета в текстах. Последнее обуславливалось тем, что группе, при всем ее внимании к всевозможным «язвам общества», был не чужд интерес и к различным областям «тайного знания»: один из музыкантов состоял в масонской ложе, другой увлекался гипнозом и занимался йогой. При всем этом Tool никогда не изменяло чувство юмора, пусть даже весьма специфического. Подобный синтез несовместимых, казалось бы, ингредиентов и определил уникальный стиль Tool, который можно отнести к редкой категории "прогрессивный альтернативный металл".
Мощным дебютом Tool стал мини-альбом «Opiate» (1992), содержавший композицию "Hush", сразу обозначившую позиции группы, выступавшей против цензуры – как слова, так и мыслей ("I can't say what I want to/Even if I'm not serious"). На нее был снят видеоклип, в котором музыканты представли абсолютно голыми, но с заклеенными ртами. Первое европейское турне прошло в сопровождении друзей Rage Against The Machine, а американское – с Rollins Band. Первый полнометражный альбом вышел в 1993 году и носил название «Undertow» (в песне "Bottom" в качестве гостевого вокалиста присутствовал Генри Роллинз). Мрачные пророчества и депрессивные монологи соседствовали с изощренной политсатирой (в 15-минутной «Disgustipated», например, обсуждались общественные права… морковок), «ударные» риффовые композиции – с «тяжелым эмбиентом». Альбом стал платиновым, а группа гастролировала все интенсивней, в том числе, выступила на фестивале «Lollapalooza».
Следующий LP, «Aenima», вышел в 1996 году и был записан под продюсерским руководством Дэвида Ботрилла, работавшего до этого с King Crimson и Питером Гэбриэлом. Нас не должно удивлять такое «странное», на первый взгляд, сотрудничество, ведь об уважительном отношении Tool к арт-року уже шла речь выше. В самой команде тоже появился новый участник – басист Джастин Ченселлер (Justin Chancellor, ex-Peach), сменивший Пола. Альбом получился более экспериментальным, не столь «плакатным», чем его предшественник; он отличался еще большей мрачностью, переходящей порой в давящую монотонность. В этой работе Tool сделали больший акцент не на интонационную наполненность мелодики и риффов, а на еще большее ужесточение, индустриализацию саунда (композиции «Die Eier Von Satan» и др.), манипуляции с шумами и обертонами, многопластовые наслоения звуковых массивов. Несмотря на радикализм, альбом вновь был принят «на ура» и коммерчески стал еще более успешным, чем «Undertow» (в ноябре 1996 он возглавил чарты Billboard).
Затем в звукозаписывающей деятельности последовал значительный перерыв. Вокалист Мэйнард Джеймс Кинен совместно с гитаристом Билли Хаурделом, помогавшим записывать «Aenima», сформировал группу A Perfect Circle (которая стала исполнять более мелодичный альт-метал и добилась большого успеха своим дебютным альбомом 2000 года), не переставая гастролировать с Tool. В декабре 2000 года группа ограниченным тиражом выпустила сборник «Salival» (коллекция видео на DVD/VHS, компакт-диск с нереализованным студийным и концертным материалом, объемный буклет). В мае 2001 года вышел третий студийный LP – «Lateralus» (записанный вновь с Ботриллом), ознаменовавший возвращение к более традиционной стилистике. Альбом был великолепно принят заждавшимися фэнами и сразу же взлетел на верхние позиции «десятки» Billboard. Летом 2001 года Tool отправляются в совместный тур со своими кумирами King Crimson, которые будут играть у них на разогреве.
Вообщем, я даже и не знаю, что это за стиль, но это не так важно.
Важно то, что это суперская группа.
Не от мира сего. Космическая.
Отписывайтесь, кто слышал.